- КЕЙС-СТАДИ
- (CASE STUDY) Детальное исследование частного случая, относящегося к определенному классу феноменов. Кейс-стади не может обеспечить получение надежной информации обо всем этом классе. Тем не менее, его проведение часто бывает полезным на предварительных стадиях исследовательской работы, поскольку делает возможным выдвижение гипотез, которые могут подвергаться систематической проверке в отношении большего числа случаев. Кейс-стади постоянно применяются в социологическом исследовании — иногда в качестве предварительного этапа, чаще в качестве основного исследовательского метода. В последнем случае причинами обращения к данному методу обычно являются недостаток исследовательских ресурсов или трудности в получении доступа к объекту исследования. По ряду различных причин во многих кейс-стади в действительности исследуется более, чем один случай. Некоторые исследователи стремятся выяснить степень изменчивости изучаемого населения. Впоследствии эти случаи подвергаются отбору с целью представления примеров, считающихся на основании теории или предварительного знания противоположными. Другие пытаются проверить гипотезы, сравнивая резко отличающиеся случаи; так, например, гипотеза Р. Блаунера о том, что отчуждение варьируется в зависимости от типа производственной технологии, используемого на фабрике, могла быть проверена посредством сравнения ряда фабрик с различными технологиями. При использовании техник качественного исследования, таких, как этнография или включенное наблюдение, которые отнимают много времени и не всегда могут быть поручены ассистентам, социологи почти неизменно выбирают метод кейс-стади. Однако процедуры сбора данных могут включать в себя и обследование. Например, в ходе кейс-стади с целью изучения отчуждения в условиях какой-либо фабрики может использоваться обследование установок работников. Кейс-стади дают богатую и детальную информацию, которую трудно получить посредством более репрезентативных исследований, однако достигается это ценой невозможности обобщения полученных данных. Лит.: Yin (1989)
Социологический словарь. — М.: Экономика. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. 2004.